Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ – детского сада компенсирующего вида № 369 на 2022-2023 учебный год. Нормативные основания составления учебного плана. Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детский сад компенсирующего вида № 369 (далее МАДОУ №369). Учебный план разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с комментариями от 28.02.2014 № 08-249). 3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» 6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении СанПин 23.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями). 7. Устав МАДОУ №369. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: • Развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • Научной обоснованности и практической применимости; • Соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • Построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программно-целевые основания (учебно-методический комплект) Учебный план разработан с учетом: - комплексной программы «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (программа включена в реестр ФИРО) и учебно-методического комплекта (далее УМК) к данной программе; - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной; - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - парциальных программ и методических пособий, выбранных участниками образовательных отношений. Данный выбор программно-методического комплекта обеспечивает целостность образовательного процесса, содействует эффективному решению проблемы преемственности на каждом возрастном этапе периода дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования, в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей - образовательные области: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие. В каждой образовательной области осуществляется интеграция психолого-педагогических задач ее освоения детьми в соответствии с содержательными направлениями ее реализации • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» «Ребенок в семье и сообществе» «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» «Формирование основ безопасности» • Образовательная область «Познавательное развитие»: «Формирование элементарных математических представлений» «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Ознакомление с предметным окружением» «Ознакомление с социальным миром» «Ознакомление с миром природы» • Образовательная область «Речевое развитие»: «Развитие речи» «Художественная литература» • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: - «Приобщение к искусству» - «Изобразительная деятельность» - «Конструктивно – модельная деятельность» - «Музыкальная деятельность» • Образовательная область «Физическое развитие»: - «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» - «Физическая культура» В структуре учебного плана учтены особенности организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми групп дошкольного возраста. Количество и продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с перечнем образовательных областей ФГОС ДО, объёма времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Учебный год (образовательный период) в соответствии с календарным учебным графиком ДОУ устанавливается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5-ти часовое пребывание воспитанников в ДОУ с 7.30 до 18.00. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована на основании изучения родительской потребности через анкетирование и выстроена с учетом следующей парциальной программы: - программа «СамоЦвет»: дошкольный возраст. Авторы: Дягилева Н.В., Закревская О.В., Толстикова О.В., Трофимова О.А Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». Программа ориентирована на культурную среду г. Екатеринбурга и Уральского региона, с использованием в образовательном процессе краеведческого программного содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников по основным направлениям развития. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» отражено в расписании непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части так и в части, формируемой участниками образовательного процесса, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возрастного периода детства: раннего, дошкольного. Характеристика структуры учебного плана Учебный план сформирован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями: Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 в старшей группе и 30 минут в подготовительной в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативно-правовых документов. Принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего. Учебный план Адаптированной основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год Виды деятельности детей Образовательная Организованная Количество часов (условных) в неделю(Н), месяц (М), год(г) область образовательная 3-5 5-6 6-7 деятельность Игровая деятельность Познавательно – исследовательская Познавательно исследовательская Коммуникативная деятельность Восприятие художественной литературы, фольклора Изобразительная деятельность Конструирование Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Музыкальная деятельность Двигательная деятельность Физическое развитие н м Обязательная часть ** ** ** ** г н м г н м г ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ФЭМП Конструирование и моделирование Ознакомление с окружающим миром Развитие речи 1 4 36 1 1 4 4 36 36 2 1 8 4 72 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 Подготовка к обучению грамоте рисование лепка - - - 1 4 36 1 4 36 1 0,5 4 2 36 18 2 0,5 8 2 72 18 2 0,5 8 2 72 18 аппликация 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 музыка 2 8 72 2 8 72 2 8 72 Физическая культура в помещении Физическая культура на улице 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 Итого в обязательной части 10 40 Часть АООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений Художественно – ** ** эстетическое развитие программа Социально – «СамоЦвет»: коммуникативное дошкольный возраст. развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Итого в части, формируемой участниками образовательного процесса Всего 360 13 52 468 14 56 504 ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** 0 10 ** ** 0 40 ** ** 0 360 ** ** 0 13 ** ** 0 52 ** ** 0 468 ** ** 0 14 ** ** 0 56 ** ** 0 504 Примечание. Чтение художественной литературы, конструктивно – модельная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, игровая деятельность осуществляется при взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности **в совместной деятельности