2.3. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. 2.4. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей. 3. Принципы планирования 3.1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 3.2 Соответствовать критериям полноты и достаточности. 3.3 Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости. 3.4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста. 3.5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. 3.6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 3.7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 3.8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т.е. на основе игровой деятельности. 3.9. Сочетать элементы деятельности, способствующие эмоциональной разрядке. 3.10. Предусматривать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. 3.11. Сочетать разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (непрерывной организованной деятельности с детьми (НОД), игр, совместной работы детей и воспитателя, а также свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). 3.12. Обеспечивать взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности), регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи и пр.) 4. Организация работы 4.1. Основа планирования педагогического процесса – Образовательная программа ДОУ (далее - ОП ДО). Система планирования образовательной деятельности в ДОУ включает в себя: Комплексно-тематическое планирование; Перспективное планирование образовательной деятельности (сетка); Календарное планирование. 4.2. Комплексно-тематическое планирование: 4.2.1. Составляется педагогами каждой возрастной группы. 4.2.2. Комплексно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, в срок до 30 августа, на основе АООП ДО в соответствии с установленной формой (Приложение №1) и является приложением к рабочей программе педагога. 4.2.3. Интегрирующие темы и периоды их реализации определяется для каждой возрастной группы. 4.2.4. Комплексно-тематическое планирование должно отражать: Дату реализации интегрирующей темы наименование интегрирующей темы и период ее реализации; решаемые педагогические задачи; варианты итоговых мероприятий. 4.3. Перспективное планирование образовательной деятельности (сетка НОД): 4.3.1. Перспективное планирование составляется и реализуется совместно педагогами каждой возрастной группы. 4.3.2. Перспективное планирование НОД разрабатывается на каждый месяц учебного года, до 25 числа текущего месяца, в соответствии с установленной сеткой (Приложение № 2) на основе АООП ДО и комплексно-тематического плана, должно иметь титульный лист. Перспективное планирование НОД должно отражать: месяц, недели месяца, учебные дни недели; интегрирующие темы недель, месяца; наименование итогового мероприятия и дату его проведения; реализуемые базовые и интегрируемые образовательные области в соответствии с расписанием НОД; решаемые педагогические задачи; учебно-методическое обеспечение. 4.4. Календарное планирование образовательного процесса: 4.4.1. составляется каждым педагогом ДОУ, для каждой возрастной группы; 4.4.2. календарное планирование составляется на каждый день на первую и вторую половину дня; 4.4.3. календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня, циклограммой образовательной работы с детьми (Приложение № 4); планирование утреннего отрезка времени; планирование организованной образовательной деятельности; планирование прогулки; планирование второй половины дня. 4.4.4. на начало каждого месяца определяется: комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна; план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе мониторинга детского развития). 4.4.5. календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. 4.4.6. компонентами календарного планирования являются: регламентированная деятельность (НОД): цели и задачи, направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми); содержание определяется программой; организационно-действенный компонент (формы и задачи должны соответствовать поставленным задачам); результат (что запланировали в самом начале, и что получили должно совпадать). 4.4.7. Нерегламентированная деятельность: 4.4.7.1.В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей, деятельность не должна быть продолжительной по времени, ребенок должен увидеть результат своей работы; в утренний период планируется только знакомые для детей виды деятельности; вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения; утренняя гимнастика, работа по закаливанию. 4.4.7.2. Прогулка: наблюдение; подвижные игры, спортивные игры/элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке НОД с детьми, которые недостаточно усвоили материал, с одаренными детьми, при подготовке к праздникам; труд 4.4.7.3. Во второй половине дня: все виды игр настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные, развлечения, праздники, сюрпризы, проводимые воспитателем, планируются один раз в неделю; труд (ручной, хозяйственно-бытовой, коллективный, по подгруппам); воспитание художественной литературой и фольклором; работа с семьей обучающегося (воспитанника); работа по звуковой культуре речи (ЗКР). 4.4.8. Календарное планирование следует начинать с перспективного и перспективного плана НОД, учитывающего: требования к максимальной нагрузке образовательного процесса; требования календарно-тематического плана. 5.Требования к оформлению календарного плана 5.1. Календарный план должен быть напечатан в электронном виде, допускаются пометки, дополнения, корректировка понятным аккуратным подчерком. 5.2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, фамилии, имени, отчества воспитателей группы, даты начала и окончания плана. 5.3. Календарный план должен содержать следующие разделы: титульный лист; годовые задачи ДОУ; режим дня группы; расписание непосредственной образовательной деятельности; список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе.); условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы); листок здоровья; комплексно-тематический план; план работы с родителями; перспективное планирование; календарные планы; лист проверки плана. 5.4. Последняя страница календарного плана предназначена для записей и заполнения заместителем заведующего по УВР. 5.5. Календарный план оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с Приложением № 3 данного Положения. 5.6. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах, планируется по структуре деятельности: форма работы; тема; цель, направленная на развитие ребенка, на результат; средства, способы, включающие ребенка в деятельность и организующие ее. 5.7. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности, ситуация, цель, средства. 5.8. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты наблюдения воспитателей по усвоению ОП ДО. 5.9. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастик и т.п., составленных педагогами группы. 5.10. В календарном плане отражается: утренняя гимнастика, работа по закаливанию; вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения, самообслуживания; работа, связанная с развитием игровой деятельности; работа, связанная с развитием трудовой деятельности; работа, связанная с развитием образовательной деятельности; работа с родителями, социумом; развлечения; индивидуальная работа с детьми по всем разделам ОП ДО; создание ППРС среды в группе, на участке с учетом тематической недели. 6. Документация и ответственность 6.1. Комплексно-тематический, перспективно-календарный и календарный планы являются обязательными документами педагога. 6.2. Контроль за перспективно-календарным и календарным планированием осуществляется заместителем заведующего по УВР не реже одного раза в месяц, а также в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. 6.3. На специально отведенной странице, фиксируется дата проверки, подпись, замечания и рекомендации, с которыми проверяющий знакомит воспитателей и следит за их выполнением. 6.4. После окончания учебного года педагог сдает папку в архив в методический кабинет заместителю заведующего по УВР. Приложение № 1 Комплексно-тематическое планирование в ___________________группе на ______/_____ учебный год МЕСЯЦ: ………... ТЕМА: «………». РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ с ……..по ……… ИТОГОВОЕ СОБЫТИЕ: …………….. Образователь СоциальноПознавательное Речевое Художественно- Физическое ные области коммуникативн развитие развитие эстетическое развитие ое развитие развитие Задачи 1. 1. 1. работы 2. 2. 2. Виды Словесные . совместной игры…… деятельности Игровая ситуация ……. Дидактические игры: ……. Сюжетноролевые игры …… И Т.Д. Создание Книжный уголок: условий для Уголок для ролевых игр: самостоятель Зона развивающих интеллектуальных и дидактических игр: ной Уголок природы: деятельности Центр продуктивных видов деятельности: детей Спортивный уголок: Взаимодейст РОД. СОБРАНИЕ, ПРАЗДНИК, СЕМИНАР, КОНСУЛЬТАЦИЯ, МАСТЕРвие с семьей КЛАСС, ВИКТОРИНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ методических пособий, игр, персональных и совместных выставок И Т.Д. Анкета Папки передвижки , консультации Информирование о целях и задачах ТЕМ. НЕДЕЛИ ИЛИ ПРОЕКТА Приложение № 2 Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности Расписание образовательной деятельности в младшей группе № 1 на I неделю сентября Тема: «Здравствуй детский сад». Сроки реализации: со 2 – 6 сентября 2013 года. Дата/День недели Дата/День недели Дата/День недели Образовательная область Образовательная область Образовательная область НОД НОД НОД «_________________________» «_________________________ «_________________________ (название НОД) » » Задачи: (название НОД) (название НОД) 1. Задачи: Задачи: 2. 1. 1. 3. 2. 2. Источник:________________ 3. 3. Источник:________________ Источник:________________ Дата/День недели Дата/День недели Образовательная область НОД «_________________________» Образовательная область НОД «_________________________ » (название НОД) Задачи: 1. 2. 3. Источник:________________ (название НОД) Задачи: 1. 2. 3. Источник:________________ Итоговые мероприятия по теме: Образовательная область НОД «_________________________ » (название НОД) Задачи: 1. 2. 3. Источник:________________ Приложение № 3 Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Пример календарного планирования Интеграция образовательных областей Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Групповая, Индивидуаль Режимные моменты. подгруппов ная Образовательная деятельность. ая Образовательн ые области, задачи которых реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми Совместная игровая деятельность: дидактические и развивающие интеллектуальны е игры. Чтение художественной литературы. Совместный труд. Закрепление пройденного материала по образовательны м областям: индивидуальна я беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций. Утро: дежурство, поручения свободное общение на разные темы, решение проблемных ситуаций, рассматривание, самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак, игры малой подвижности, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Создание условий для самостоятельной деятельности детей (в центрах активно сти, на участке детског о сада) Обогащение предметно развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания. (НОД по расписанию) Указывается деятельность и краткое содержание занятий. Н-р, 1. Познавательно-исследовательская деятельность: РЭМП (Состав числа 10 из двух меньших. Сравнение предметов по величине. Деление целого на части: подготовка страниц для книжки-малышки). Прогулка: Подвижные и спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Познавательно исследовательская деятельность: наблюдения, опыты, эксперименты. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде. Игры с песком (со снегом). Чтение художественной литературы. Закрепление пройденного материала по образовательны м областям: индивидуальна я беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций. Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций. Самостоятельная деятельность детей. Обогащение предметно развивающей среды на участке. Создание мотивации к сюжетно ролевым играм, театрализованным, продуктивной деятельности (постройки из песка/снега). Творческие задания. Возвращение прогулки, гигиенические процедуры, обед, ситуативные разговоры. Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности. с Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые). Совместные праздники, досуги, занятия. Экскурсии. Совместное творчество. Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники. Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы, викторины. Родительские собрания, семейные гостиные, родительские клубы, семинары, открытые просмотры, мастер-классы. Семинарыпрактикумы, игровые образовательные программы. Анкетирование. Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Оформление родительских уголков. Буклеты, памятки, информационные листы. Кружки. Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительноконструктивные, играфантазирование, игры экспериментирован ия. Подвижные, дидактические, Закрепление пройденного материала по образовательны м областям: индивидуальна я беседа, обучающие игры, решение Вечер: оздорови развивающие интеллектуальные игры. Чтение худ. литературы, видеопросмотры. Викторины, конкурсы, досуги. Совместный труд детей. Продуктивные виды деятельности. Совместная познавательноисследовательская деятельность. проблемных ситуаций Самостоятельная деятельность детей. тельные и закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры, полдн ик, игры, Обогащение предметно развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания. Все мероприятия планируются также, как и в первую половину дня. риложение №4 Примерная циклограмма организации образовательного процесса на неделю (старший возраст) Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1 Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, половин наблюдение, беседа, и.т.д) а дня - речевое развитие формирование -речевое развитие речевое - развитие мелкой (словарная работа) элементарных (грамматика и развитие (связная моторики + чтение математических словарь) речь) формирование художественной представлений музыкальное чтение графических литературы д/и по развитие (д/и) художественной навыков изодеятельности литературы - ЗКР (подг.гр – подготовка к обучению грамоте) Совместная деятельность педагога с детьми освоение к\г - ОБЖ сенсорное - экологическое навыков, навыков - речевое развитие воспитание развитие (д/и) самообслуживания (связная речь) - валеологическое Беседа о ребенок и распределение развитие, природе, работа с окружающий мир длительных становление календарем и (предметный мир) трудовых ценностей дневником через д\и, беседы, поручений здорового образа наблюдений в рассматривание жизни (ср., ст., уголке природы иллюстративного подг.гр.) нравственное материала, и.т.д. – воспитание указать название, цель. Прогулка - наблюдения в природе, - целевые прогулки и экскурсии за пределы д\с - самостоятельная детская деятельность - труд в природе - совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по игровая деятельность) - индивидуальная работа по ФИЗО - подвижные игры - игра малой подвижности, хороводная игра 2 Индивидуальная работа половин Воспитание Развитие звуковой Изобразительная Работа по а дня культуры культуры речи деятельность обучению детей поведения Развитие мелкой рассказыванию Конструирование из моторики (по картине, разного материала игрушке, рассказ из личного опыта) Совместная деятельность воспитателя с детьми - ознакомление с окружающим миром (формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля) разделам программы, Изобразительная деятельность Изобразительная деятельность, конструирование из разного материала (рисование, лепка, аппликация - см. расписание совместной деятельности воспитателя с детьми) - ознакомление с - ознакомление с - ознакомление с - ознакомление с художественной художественной художественной театрализованна художественной литературой литературой литературой я деятельность литературой игровая игровая игровая игровая игровая деятельность деятельность деятельность(с/р, деятельность деятельность трудовые элементарная режиссерские элементарная (строительные игры) поручения опытноигры) трудовая элементарная экспериментальна - коллективный деятельность опытноя деятельность труд экспериментальная деятельность Примерная циклограмма организации образовательного процесса на неделю (младший и средний возраст) Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1 Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, половин наблюдение, беседа, и.т.д) а дня - речевое развитие - формирование -речевое развитие - речевое развитие - развитие мелкой (словарная работа) элементарных (грамматика и (связная речь) моторики чтение математических словарь) сенсорное - ЗКР художественной представлений музыкальное развитие литературы д/и по развитие (д/и) изодеятельности Совместная деятельность педагога с детьми (через д\и, беседы, рассматривание иллюстративного материала, и.т.д. – указать название, цель). освоение к\г - ОБЖ сенсорное - экологическое - ознакомление с навыков, навыков - речевое развитие воспитание развитие (д/и) окружающим самообслуживания (связная речь) - валеологическое Беседа о миром ребенок и - распределение развитие, природе, работа с (формирование окружающий мир трудовых становление календарем и первичных (предметный мир) поручений ценностей дневником представлений о здорового образа наблюдений в себе, окружающих жизни (ср.гр.) уголке природы людях, объектах - мл.гр. – освоение нравственное окружающего мира, к/г навыков, воспитание малой родине) навыков самообслуживани я Прогулка - наблюдения в природе, - целевые прогулки и экскурсии за пределы д\с - самостоятельная детская деятельность - труд в природе - совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность) - индивидуальная работа по ФИЗО - подвижная игра - игра малой подвижности, хороводная игра 2 Совместная деятельность воспитателя с детьми половин -Изобразительная - Изобразительная - Изобразительная - ознакомление с а дня деятельность деятельность деятельность Конструирование художественной (аппликация) ( рисование) (лепка) из разного литературой - ознакомление с - ознакомление с - ознакомление с материала - игровая художественной художественной художественной театрализованная деятельность (с/р литературой литературой литературой деятельность игра, режиссерская игровая игровая игровая игровая игра) деятельность (с/р деятельность деятельность(с/р деятельность игры игра, режиссерская (строительная игра, (строительная эксперименты игра) игра) режиссерская игра) игра) Индивидуальная работа Изобразительная деятельность Развитие мелкой моторики Примечание. Планирование игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры: Старший возраст: 1-2 в неделю На прогулке – ежедневно Развитие звуковой культуры речи Изобразительная деятельность Воспитание культуры поведения Конструирование из разного материала 1 раз в месяц планируется новая игра. Остальные сюжеты – это уже знакомые игры. Строительные игры: Старший возраст – 3-4 раза в неделю (постройка обыгрывается до 3-5 дней) Театрализованные игры: Игра-драматизация: 1 раз в неделю во всех возрастных группах Театральная игра: старший возраст – 1 раз в квартал. Подвижные игры: Старший возраст: 2- 3 игры в день. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Текущее планирование: По сюжету новой игры во всех режимных моментах должны быть запланированы следующие мероприятия: - по обогащению жизненного опыта (наблюдения, экскурсии, занятия, художественное слово) - по обогащению игрового опыта детей (режиссерские игры, дидактические игры, имитации, приемы работы воспитателя по обучению основным игровым навыкам для своей возрастной группы) - активизирующее взаимодействие воспитателя с детьми (создание подсказывающих ситуаций, включение в игру (приемы взаимодействия должны соответствовать возрасту детей)). - мероприятия по развитию навыков общения Примерная циклограмма календарного планирования на летний период (на неделю) Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры Режиссерские игры Театрализованная деятельность Дидактические игры Интеллектуальны е игры Художественно – эстетическая деятельность Рисование Аппликация Лепка Конструирование Музыкальные занятия, прослушивание музыки Социально – коммуникативная деятельность Беседы, общение, интервьюирование Игровые ситуации, игрыпутешествия Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, фотографий Сочинение и разгадывание загадок, составление рассказов Ситуативные беседы ситуации морального выбора Социально-коммуникативные игры Трудовая деятельность Дата ______________ Тема______________ Цель______________ Познавательная деятельность Рассматривание, обследование, наблюдения Опыты, экспериментирование Творческие задания Проблемные ситуации Тематические выставки Речевая деятельность Ситуативные разговоры, беседы, общение Специальное моделирование ситуации общения Чтение и обсуждение литературных произведений Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек Сочинение и отгадывание загадок Пересказ, составление описательных рассказов, речевое творчество Двигательная активность Утренняя и ритмическая гимнастика, упражнения под музыку П/и Игры – соревнования Игры с элементами спорта Народные игры Хороводные игры Физкультурные занятия Физкультурные досуги и праздники Индивидуальная работа Продуктивная деятельность (рисование) Формирование математических представлений Познавательное развитие Формирование математически х представлений Работа по развитию мелкой моторики Развитие фонематического слуха Развитие связной речи Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Формирование основных физических качеств Конструктивная деятельность Продуктивная деятельность (аппликация) Развитие мелкой моторики Продуктивная деятельность Работа с родителями Совместные мероприятия Мастер-классы для родителей Выставки Музейное пространство Консультирование Беседы Онлайн-форумы Конкурсы Развлечения Викторины