- повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - решение в содействие с семьями воспитанников иных, предусмотренных образовательной программой, образовательных задач. 1.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива и отдельных педагогических работников с семьями воспитанников определяются реализуемой программой. 1.7. Непосредственные формы работы с семьями определяются педагогическим работником МАДОУ. При выборе форм работы с семьями педагогическим работникам рекомендуется учитывать сведения об отнесении семьи к категории неблагополучных семей, семей из группы риска, и семей в социально опасном положении, а также особенности индивидуального развития воспитанника. 1.7. Отнесение семьи к категории неблагополучных семей, семей из группы риска, и семей в социально опасном положении регулируется Положением о внутреннем учете семей, находящихся в социально опасном положении МАДОУ. 2. Основные принципы взаимодействии педагогических работников с семьями воспитанников 2.1. Достижению цели и задач способствуют принципы работы МАДОУ: - функционирование его как открытой системы; - активное вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; - понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; - приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; - переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению; - амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми; - личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия», - принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада и информационных стендах можно ознакомиться с Уставом, Договором об образовании, и иными локальными актами, информационной справкой МАДОУ и текущей информацией); - принцип доброжелательности всех участников образовательных отношений, соблюдения морально-этических принципов взаимоотношений между родителями и педагогами; - принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы МАДОУ не допускается никакого принуждения). 3. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников 3.1.Приоритетны следующие направления работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с МАДОУ; - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и МАДОУ. 4. Организация работы 4.1. Педагогический совет МАДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников при реализации адаптированной основной образовательной программы на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед МАДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы Совета родителей МАДОУ согласовывается с заведующим МАДОУ. 4.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.3. Методы и формы организации совместного с родителями образовательного процесса: - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); - активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); - консультации; - семинары-практикумы; - конференции для родителей; дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); - устные журналы; - круглые столы; - деловые игры; - вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли. 4.4. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: - методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; - методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); - методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 5. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в МАДОУ, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей. Условия внутреннего взаимодействия: - создание в МАДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; - переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий МАДОУ и семьи; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МАДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, детской библиотекой, советом ветеранов, и т.д. 6. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников 6.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 6.2. МАДОУ оказывают помощь родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 6.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют право: 1) выбирать с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 2) дать ребенку дошкольное, образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом МАДОУ, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами освоения образовательной программы; 5) защищать права и законные интересы воспитанников; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников; 7) принимать участие в управлении учреждения; 8) присутствовать при обследовании детей психолого- педагогическим консилиумом МАДОУ, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 6.4. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников обязаны: 1) обеспечить получение детьми дошкольное образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка МАДОУ, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий воспитанников, порядок регламентации образовательных отношений между МАДОУ и воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство воспитанников и работников МАДОУ. 6.5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников устанавливаются Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, иными федеральными законами, договором об образовании. 6.6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и иными федеральными законами, родители (законные представители) воспитанников несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 7. Права, обязанности и ответственность педагогических работников 7.1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательной программы 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений; 4) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) соблюдать устав МАДОУ, правила внутреннего трудового распорядка. 7.2. Педагогический работник МАДОУ, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги воспитанникам в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. 7.3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения воспитанникам недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения воспитанников к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. 7.4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 8. Защита прав воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников 8.1. В целях защиты своих прав воспитанники, родители (законные представители) воспитанников самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления МАДОУ, обращения о применении к работникам МАДОУ, нарушающим и (или) ущемляющим права воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 9. Контроль 9.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в МАДОУ возложен на заведующего и заместителя заведующего МАДОУ. 9.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства является Педагогический совет МАДОУ - коллегиальный орган самоуправления. Он определяет стратегию развития МАДОУ, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского общества в образовательном процессе МАДОУ. 9.3. В качестве общественной организации выступает Совет родителей представительный орган родительской общественности. Совет родителей призван помогать МАДОУ в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. 10. Критерии оценки эффективности работы МАДОУ с семьей. 10.1. Эффективность взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников определяется результативностью используемых педагогическим работником форм взаимодействия с отдельными семьями в аспекте обеспечения целей и задач такого взаимодействия. 10.2. Важным критерием эффективности взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников также является удовлетворенность родителей (законных представителей) проводимой с ними работой. 10.3. Организация самостоятельно определяет критерии эффективности взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников по отдельным категориям педагогических работников. 10.4. Основанием для оценки критериев эффективности взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников должны являться опросные листы для родителей (законных представителей) воспитанников и(или) результаты наблюдений за деятельностью педагогических работников. Форма и показатели опросных листов, указанных в пункте 10.4. настоящего Положения определяются заместителем заведующего МАДОУ в соответствии с особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, отраженными в программе. 10.5. Критериями оценки эффективности работы МАДОУ с семьей являются: - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, заведующего МАДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи МАДОУ в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в МАДОУ. 11. Документация 11.1. Документация по взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников включает в себя: - планы работы с родителями МАДОУ, группы на учебный год; - протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете заведующего); - протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); - конспекты мероприятий; - результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга МАДОУ; - протоколы заседаний Совета родителей.