Советы учителя-логопеда

01.01.2017

Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье ребенка, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие.

Интеллект – это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь, умение применить эти знания на практике. Развитие интеллекта находится в непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление – это две стороны одного процесса, вернее – своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление и наоборот. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движение пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Кисть руки рассматривается как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки – есть еще одна речевая зона мозга.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнения вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Чтобы пальцы ребенка лучше работали, нужно умело тих помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (т.е. в 4 – 5 месяцев). Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев. Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладоней у основания этого пальца.  Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик, на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой – на левой и т.д. Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета. Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!

Специалисты рекомендуют также упражнения для всех суставов с элементами сопротивления. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Например:

  • Крепко сожмите руку в кулак. Резко разожмите
  • Движение большого пальца к себе и от себя – очень полезное упражнение.

Такие упражнения вы можете проводить с ребенком чуть ли не ежечасно в процессе бытовых действий.

Ребенок учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему застегнуть более мелкие пуговицы.

Очень полезны для развития координации движения рук – шнуровка ботинок. Сейчас есть масса пособий, где ребенок может по дырочкам составить рисунки, орнаменты, затем завязать бантик.

Эти занятия развивают и зрительную память, учат концентрировать внимание. Давайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию.

Покупайте ребенку дома мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками («Сидит белка на тележке»), изображение фигурок пальчиками (очки, рожки, ушки, замок и т.д.). Хорошо научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем.

Включение в работу большого количества дидактических игр, заданий и упражнений способствует более успешному формированию специфических координированных действий с карандашом, ориентировке на листе бумаги. Основным способом формирования базового графического навыка у детей являются многократные упражнения и тренировка определенных действий.

Дети учатся проводить различные линии по образцу: непрерывную линию сначала пальцем, затем карандашом; сплошные линии с переходами – от прямой к волнистой и обратно – не отрывая карандаш от листа бумаги. (Д/игры «Извилистая дорога», «Лесная тропинка» и т.д.).

Дети учатся обводить по контуру различные предметы, используя трафаретные линейки («Зоопарк», «Овощи» и т.д.), заштриховывать в направлении сверху вниз и слева направо, закрашивать по контуру сюжетных рисунков цветными карандашами, учитывая индивидуальные предпочтения при выборе цвета.

 Дети учатся копировать точки изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур, рисуют геометрические фигуры по речевой инструкции.

Дети учатся проводить различные линии – наклонные, прямые, перекрестные, петлеобразные. Для этого используются упражнения «Дорисуй забор», «Обведи, дорисуй, закрась», «Продолжи узор».

Таким образом, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.