Мальчики и девочки или несколько слов о гендерном воспитании

01.01.2017

Материалы с сайта Центра «ДИАЛОГ» http://dialog.telenet.ru

 

"Мальчики и девочки: два разных мира"


«Зачем природе «женское» и «мужское» начало?»Неправда ли, вопрос заставляет задуматься. Ответ на этот непростой вопрос предложил автор теории асинхронной эволюции полов В.А. Геодакян. Он отмечал, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранения характеристик, которые выгодно передать по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. Вторая – необходимость поиска разнообразия признаков, которые позволят более успешно приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

 

Представительницы женского пола сохраняют в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а представители мужского пола готовы к изменениям, приобретению новых качеств, характеристик, которые могли бы пригодиться в будущем и, особенно, в экстремальных условиях. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. У мужчин больше полезных и вредных  мутаций.

 

В литературе о развитии и воспитании маленьких детей довольно часто можно прочитать: ребенок должен уметь, ребенок должен знать, у ребенка должны быть сформированы И мы, родители, подчас не задумываемся, о ком конкретно идет речь – о воспитании девочки или  мальчика. А ведь они такие разные.

 

Давайте рассмотрим эти различия с трех позиций: биологической, психологической, социальной. Как правило, рост, вес мальчиков при рождении больше, чем у девочек, хотя бывают исключения. Да и работа головного мозга у мальчиков построена совсем иначе, чем у девочек.

Девочки при взаимодействии со взрослым настроены на общение, мальчики – на получение информации. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь. Их мышление более однотипно, им лучше удаются задачи по образцу, по шаблону. Среди мальчиков больше индивидуальности, они нестандартно мыслят, высказывают интересные идеи. Но внутренний мир мальчика часто скрыт от взрослых.

В.А. Геодакян в своих трудах приводит исторический факт о возникновении вязания. Этот вид рукоделия изобрели в Италии в XIII веке, и в течение нескольких веков оно являлось мужским занятием. Затем вязание стали осваивать и женщины, которые довели этот процесс до таких высот, что мужчины не смогли с ними соперничать, конкурировать. Теперь вязание – сугубо женское дело. И так было во всём. Сначала профессию осваивали мужчины, а доводили её до совершенства – женщины..

 

Девочки, отвечая на вопрос, смотрят в лицо взрослому, ища в их глазах подтверждения правильности ответа, мальчики смотрят в сторону или перед собой, и, если знают ответ, то отвечают уверенно. Выполняя рисунок на заданную тему, девочки чаще рисуют себя с кем-нибудь из близких в движении (прыгают, бегут, идут, взявшись за руки), мальчики – транспорт, схемы, механизмы. Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше работают, если нужно решить новую задачу, выполнить нестандартное задание. Но более тщательно, аккуратнее с заданиями справляются девочки. Так может быть не стоит ругать мальчиков за «грязь» вокруг рабочего места, в тетрадях, а больше хвалить за способ выполнения задания?

В связи с этим хочется обратить ваше внимание, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, на способ принятия девочками и мальчиками поощрений и замечаний (наказаний). Так, для мальчиков очень важен авторитет говорящего взрослого. Если вы для сына являетесь значимым человеком, то похвала будет замечена, а замечание, порицание будет воспринято адекватно, правильно. Для мальчика очень важно, за какое конкретное дело вы его хвалите (ругаете), т.е. последовательность выполненных действий. «Молодец, сын, как быстро ты убрал игрушки: и машины стоят в гараже, и кубики аккуратно сложил в коробку, и карандаши собрал. Очень приятно». Чрезмерные эмоции мамы, бабушки (повышенный тон голоса, крик, визг) воспринимаются мальчиками, как правило, как опасность и инструкция к действию (спрятаться, затаиться или начать обороняться, проявлять агрессию).

Для девочек важно кто и что говорит (авторитетность говорящего), кто в этот момент находится рядом, кто является свидетелем её успеха позора или. Ещё один момент, на который родителям необходимо обращать внимание –  это тон голоса. Поэтому, уважаемые родители, постарайтесь высказывать своё недовольство без свидетелей, один на один с ребёнком.  До 5 лет дети не умеют критично воспринимать ваши замечания. Задумайтесь, а, собственно говоря, чем вы недовольны? Может быть, стоит сначала себе задать вопрос: почему мой сын (моя дочка) не убирает за собой игрушки, не соблюдает правила гигиены (умойся, причешись, вымой руки, почисти зубы), не реагирует на мои просьбы? И если для ребенка-дошкольника родители являются непререкаемым авторитетом, то кто покажет пример, кто научит аккуратности, дисциплинированности, трудолюбию, творческому подходу к любому делу, воспитает привычку? Только родители!Хочу такой сайт

 

Хочется остановиться и на особенностях освоении пространства мальчиками и девочками. Вспомните себя, уважаемые мамы, нам в детстве было достаточно небольшой части стола, уголка в комнате, чтобы организовать жизнь своих подопечных – кукол, наладить их быт, взаимодействие между собой. Как часто мы разговаривали то за одного героя нашей игры, то за другого, быстро перевоплощаясь из одной роли в другую.

А мальчишки ведут себя по-иному. Они осваивают близлежащие окрестности по горизонтали, по вертикали и по диагонали. И чем больше мы, мамы и бабушки, запрещаем мальчишке перемещаться, бегать, прыгать, лазать, тем быстрее сформируем инфантильные черты характера, пассивность, безынициативность, либо агрессивность как форму защиты своих физиологических потребностей, желания активно познавать мир.

 

Дорогие мамы и папы, присмотритесь к своему ребёнку, доченьке, сыночку, почувствуйте его сердцем, соизмеряйте свои желания с потребностями и возможностями вашего ребёнка.

  • Помните, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать их надо по-разному. Но обязательно любить, очень любить.
  • Старайтесь не сравнивать мальчиков и девочке – они разные.
  • Старайтесь, давая мальчику задание, включать элемент  поиска, требующий сообразительности.
  • Помните, что надо не только рассказывать, но и показывать, делать вместе с ребёнком. Особенно это важно для мальчиков.
  • Прежде чем ругать мальчика, девочку за неумение, постарайтесь понять природу трудностей.
  • Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать с высоты своего авторитета. Чем младше ребёнок, тем меньше он умеет. Сначала научите, используя положительный эмоциональный фон, убедитесь, что всё усвоено правильно и только потом, если будет в этом необходимость, обсуждайте неточности, оплошности, предлагая свою помощь для закрепления навыка.
  • Если у вас трудности в общении с ребёнком, обсудите этот вопрос со специалистами. Ведь только вы, взрослый, можете создать для своей доченьки, сыночка ситуации успеха, научить их быть успешными. 

Удачи Вам!

 

Публикации по теме:

Такие разные мальчишки и девчонки...

Он, она и 1-й класс // журнал «Здоровье школьника» № 03, 2011

Любите дочку и восхищайтесь сыном.

Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо!) // журнал "Обруч" № 3, 2009.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».