Содержание работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в детском саду для детей с нарушением зрения

20.05.2019

    Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. 

      Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В   общем  коррекционно  -педагогическом  процессе,  осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения,  специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

 Направления работы тифлопедагога

  • Тифлопедагогическое обследование детей
  • Проведение специальных коррекционных занятий с детьми
  • Участие в методической работе дошкольного учреждения
  • Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
  • Тифлопедагогическое обследование детей.

     Готовность ребенка к обучению,  индивидуальные особенности его познавательной деятельности,  возможности коррекции и компенсации зрительной  недостаточности  тифлопедагог  определяет  в  процессе обследования.    Большое значение имеет выявление  умений  ребенка пользоваться  своим  нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.  

      При  проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности,  мешающие ребенку в овладении  познавательной деятельностью,  проанализировать их причины;  выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность.   Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

     Обследование проводится в начале, середине и конце учебного  года. Данные  обследования   и   характеристики   фиксируются      в индивидуальных  тифлопедагогических   картах.

 

Проведение специальных коррекционных занятий.

      На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста,   диагноза зрительного заболевания,   уровня познавательной деятельности,  остроты зрения,  имеющихся сопутствующих заболеваний  и  выявленных вторичных отклонений  в  развитии. Хочу такой сайт

      С детьми, которые испытывают значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных  и  подгрупповых коррекционных занятиях),    тифлопедагог   проводит индивидуальные   занятия.

       Тифлопедагог   на  своих  коррекционных  занятиях   в   рамках общеразвивающего  обучения решает следующие коррекционные задачи:

  1. формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях  и  умений   пользоваться   нарушенным зрением;
  2. формирование  умений  получать  информацию  об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
  3. обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

     Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов -  формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.     Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях , а также в общении со сверстниками и взрослыми.

 Специальные коррекционные занятия тифлопедагога

   Тифлопедагог проводит занятия следующих видов:

  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие осязания и мелкой моторики.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Социально-бытовая ориентировка.

     Выделение названных видов коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего.       Тифлопедагогом осуществляется развитие всех сохранных анализаторов,   а также формирование у детей неречевых средств общения       (ниже мы более подробно расскажем о каждом из этих видов  занятий).

     Нередко тифлопедагог проводит комплексные занятия,    в которых принимают участие  воспитатели,  учитель-логопед,   педагог-психолог.   

     Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах.     Эти занятия  тифлопедагог  планирует,    опираясь   на  рекомендации врача-офтальмолога.  Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».