20.05.2019
Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно -педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.
Направления работы тифлопедагога
- Тифлопедагогическое обследование детей
- Проведение специальных коррекционных занятий с детьми
- Участие в методической работе дошкольного учреждения
- Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
- Тифлопедагогическое обследование детей.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
Обследование проводится в начале, середине и конце учебного года. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах.
Проведение специальных коррекционных занятий.
На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, уровня познавательной деятельности, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний и выявленных вторичных отклонений в развитии.
С детьми, которые испытывают значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия.
Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях , а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога
Тифлопедагог проводит занятия следующих видов:
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие осязания и мелкой моторики.
- Ориентировка в пространстве.
- Социально-бытовая ориентировка.
Выделение названных видов коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагогом осуществляется развитие всех сохранных анализаторов, а также формирование у детей неречевых средств общения (ниже мы более подробно расскажем о каждом из этих видов занятий).
Нередко тифлопедагог проводит комплексные занятия, в которых принимают участие воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог.
Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.