2.2.Принцип трансформируемости. Изменение предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 2.3.Принцип полифункциональности материалов. Использование различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре). 2.4.Принцип вариативности. Наличие в МАДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 2.5.Принцип доступности. Свободный доступ для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 2.6.Принцип безопасности. Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 2.7. Принцип постоянного совершенствования с учетом интересов заинтересованных сторон. 2.8. Не менее пяти центров активности дают возможность для приобретения разнообразного учебного опыта. 2.9. Центры организованы для самостоятельного использования детьми (напр., стеллажи с надписями; контейнеры для игрушек с надписями; стеллажи не переполнены; игровое пространство располагается недалеко от места хранения игрушек). 2.10. Доступны дополнительные материалы для дополнения или изменения обустройства центров. 2.11.Материалы меняются для поддержания интереса у детей (напр., материалы, которые больше не интересны, убирают, предлагая взамен другие). 2.12.Контейнеры и стеллажи, где хранятся материалы, помечены для поощрения самостоятельности (например: для обозначения контейнеров и стеллажей используются изображения или фигуры; для детей старшего возраста добавляются этикетки с надписями). З. Задачи развивающей предметно-пространственной среды 3.1.Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); 3.2.Способствовать развитию двигательной активности, в том числе развитию крупной и мелкой моторики, участию в подвижных играх и соревнованиях; 3.3.Обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; 3.4.Побуждать детей к самовыражению. 4.Блоки развивающей предметно-пространственной среды 4.1.Центры активности и совместной деятельности со взрослыми для реализации развития ребенка по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО (Приложение 1): -Искусств; -Наука и естествознания; -Математика/манипуляция; -Литература и грамотность; -Драматизация -Строительство; -Движения; -Практической жизни; - Цент сенсорно-моторного развития. 4.2. Зона уединения для эмоциональной разгрузки и релаксации воспитанников. 4.3.Среда для организации групповых сборов (приложение 2). 4.4.Информационная среда для родителей (приложение 3). Развивающая предметно-пространственная среда наполняется оборудованием и материалами согласно перечню, в приложениях до начала учебного года, материалами по реализации тематических проектов в течение учебного года. Приложение 1 Создание обогащенной образовательной среды и постоянное ее совершенствование с учетом интересов заинтересованных сторон в центрах активности и совместной деятельности со взрослыми для реализации развития ребенка по пяти образовательным областям: 1. СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ по - Эмоциональному развитию - Социальному развитию - Развитию коммуникативных способностей и активности - Формированию основ безопасного поведения 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ по - Развитию познавательных интересов, любознательности и активности - Развитию воображения и творческой активности - Формированию математических представлений - Формированию представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии - Формированию представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ по - Развитию речевого слуха - Обогащению словарного запаса - Развитию понимания речи и формирование предпосылок грамотности - Развитию культуры устной речи и речевая активность - Стимулированию интереса детей к письменной речи с учетом особенностей социокультурного окружения - Знакомству с литературой и фольклором - Речевому развитию в билингвальной и полилингвальной среде 4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ по - Приобщению детей к эстетическим ценностям и активному включению в эстетическую деятельность (с эстетической точки зрения рассматриваются не только искусство, но и эстетические стороны современной действительности: труд, отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа и т. д.) - Знакомству с миром искусства (глубокое погружение в различные сферы искусства) - Разноуровневому погружению в музыку и музыкальное творчество — от прослушивания сказок с музыкальным сопровождением до обучения игре на музыкальных инструментах - Разноуровневому погружению детей в художественное моделирование и конструирование — от изготовления аппликаций до конструирования по лекалам одежды для кукол и театральных постановок - Театрально-словесному творчеству (от просмотра коротких инсценировок до разучивания и отыгрывания сложных ролей в театрализованных постановках — в зависимости от интересов детей и их готовности к участию) 5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ по - Здоровому образу жизни (от мытья рук до регулярных занятий спортом) - Развитию представлений о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений, с учетом индивидуальных особенностей, интересов, инициативы воспитанников - Движению и двигательной активности, позволяющим приобрести разнообразный двигательный опыт, усложняющийся по мере развития физических возможностей воспитанников - Подвижным играм Приложение 2 В каждой группе детского сада создаются условия для проведения групповых сборов: - пространство необходимое для свободного размещения воспитанников в кругу; - тематическая стена, которая содержит текущую информацию о жизни группы и информацию по изучаемой теме; - материалы и оборудование для проведения групповых сборов: предмет для обозначения очередности высказывания (микрофон, мячик и т.д.), фотографии воспитанников для выбора центров активности, колокольчик (сигнал), карточки для работы с календарем. Требования к содержанию тематической стены: На тематической стене находятся: - календарь погоды, природы; - модели недели, месяца; - правила группы; - новости дня (информация о событиях в жизни группы) - распорядок дня (все возрастные группы); - тема (обозначена крупными печатными буквами); - проекты по теме (обозначены крупными печатными буквами) ; - продукты детской деятельности (рисунки, поделки, альбомы и т.д.) - таблицы, плакаты, слова, картинки в соответствии с темой (пополняется и сменяется в процессе изучаемой темы и работой над тематическими проектами). Приложение 3 Содержание информационной среды для родителей Информационная среда для родителей оформляется в приемной каждой возрастной группы, чтобы зрительно подтвердить внимание к каждому ребенку в группе. 1.Информационный блок: (оформляется в начале года и без необходимости не меняется) - С вашими детьми работают: (Ф.И.О. педагогов, работающих с детьми воспитатель, муз.рук, инстр по ФИЗО, ФИО медсестры и телефон, ФИО руководителя МДОУ и телефон) - Возрастные особенности детей - Режим дня - Расписание непрерывной образовательной деятельности 2. Информация с именами ребенка на шкафчиках (фотография, рисунок - автопортрет ребенка). 3. Стенд с информацией об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений. 4. Высказывания детей «Какие мы разные», «Говорилки», «Устами младенца». Дни рождения каждого ребенка - стилизованные по сезонам, знакам зодиака. «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился» - достижения каждого ребенка. Персональные, стилизованные значки (ладошки, фигурки детей, кораблики и т. д.), где ежедневно воспитателями и родителями ведется запись новых приобретений ребенка. 5. Модель трех( четырех) вопросов - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает. 6. Доска выбора – стенд с изображением центров активности и фото для выбора ребенка участия в образовательной деятельности 7. «Про меня» - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Эти листы могут помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе. 8. Плакаты ко дню рождения «Звезда недели», «Наша звездочка» - интервью ребенка, пожелание детей, родителей, воспитателей. 9. «Мы Вас ждем!» - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы. 10. «Почта» - переписка с родителями, обмен информацией о развитии детей. Объявления для родителей. 11. «Поле благодарности» - благодарность родителям за участие в образовательном процессе детского сада. 13. Дорожка добрых дел 14. Библиотека для родителей, консультации: -по воспитанию - по обучению и развитию - по здоровью и физ. воспитанию 15. Материалы консультаций специалистов 16. Объявления, Меню