Тьюторское сопровождение детей в детском саду
10.01.2025
Тьюторское сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
и расстройствами аутистического спектра (РАС)
Худякова О.В., тьютор
МАДОУ – детского сада компенсирующего вида № 369
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
У детей с РДА ограничены когнитивные возможности; прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в образовательно-воспитательной деятельности. Как правило, процесс адаптации ребенка с РДА является длительным и нестабильным.
Наблюдения показывают, что для ребенка с РДА важна продолжительность контактов. Это относится, прежде всего, к основному педагогу и тьютору, которые проводят с этими детьми максимально длительное время. Дополнительные возможности для формирования более тесных личностных контактов с ребенком дает внегрупповая работа: походы, прогулки (целенаправленные и нецеленаправленные, игровые), посещение музеев. Однако праздники и развлечения, совместные экскурсии, походы могут оказаться слишком тяжелыми для ребенка в спектре аутизма, и он не получит от них удовольствия. Очень важно выяснить, как конкретный ребенок относится к участию в том или ином мероприятии, и в случае необходимости поддержать его, помогая получить удовольствие. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно свободного времени в одиночестве, чтобы он смог восстановиться после чрезмерной стимуляции.
Вследствие особенностей восприятия, нахождение и развитие в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. У него часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям; ему сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда следует, что сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым, компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
Если в группе есть ребенок с аутизмом, необходимо создать ребенку тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один. Ребенок должен иметь возможность выйти из группового помещения, он может иметь при себе привычный любимый предмет, игрушку, при этом надо стараться, чтобы это не стало раздражителем для других детей. Такому воспитаннику, во время занятий, предпочтительнее сидеть чуть в отдалении, где он будет постепенно привыкать к обстановке. Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение группы, спальни, кабинеты для занятий и т.д. Нужно дозировать контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – тогда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком должно осуществляться негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство – это поможет ребенку привыкнуть к нему.
Тьютор может комментировать происходящее в группе ребенку и использовать для этого карточки с описанием элементов режимных моментов. Если ребенок апатичен, вял, быстро утомляется, уходит в себя, необходимо подобрать ему правильную мебель, чтобы ребенок не «стекал» под стол на занятиях. Можно говорить ему ободряющие слова. Регулярно проводить физкультминутки или просто двигаться для повышения общего тонуса (встать, по тянуться, походить, присесть). На занятии можно применять специальные приемы активации нервной системы специалистов по адаптивной ФК: воздействие пальцами (легкий нажим) на мышцы спины вдоль позвоночника, поглаживание межреберных мышц, массаж кончиков пальцев, мочек ушей. Занятия должны проходить в хорошо проветриваемом помещении. При подготовке руки к письму, рисовании можно использовать упражнения с поддержкой – «рука в руке». Дополнительно тренировать руку – сгибание-разгибание пальцев, работа с поролоновым мячиком, эспандером, мешочком с песком и т.п.
Одной из основных задач тьютора по сопровождению воспитанников с РАС является включение его, по мере возможности, в совместную деятельность со сверстниками. Для этого в группе могут использоваться различные ритуалы: «Круг приветствия», «Круг прощания», которые позволять ребенку вступать в контакт (тактильный, «вербальный») со сверстниками. Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержка взрослого, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Здесь необходимо умение чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы.
Сайты и методические материалы по проблеме «Тьютор в образовании»
Межрегиональная Тьюторская ассоциация http://www.thetutor.ru/
Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» https://thetutor.ru/biblioteka/knizhnaja-polka-tjutora/knigi-iz-serii-biblioteka-tjutora/
Эльконин Б.Д. - Поле и задачи посреднического действия, М. - https://thetutor.ru/biblioteka/teoriya-i-istoriya/pole-i-zadachi-posrednicheskogo-dejstviya/
Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htm
Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург) www.alteredu.ru
Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ). https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2022/08/Metodicheskie-rekomendacii-po-planirovaniju-i realizacii-individualnogo-obrazovatelnogo-martshruta-rebenka-s-OVZ-dlya-tjutorov-1.pdf
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» https://ikp-rao.ru