20.05.2019
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Взрослые очень любят цифры. Когда им рассказываешь, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека".
С. Экзюпери.
Я согласна с Маленьким Принцем. Детям не нужны цифры, им нужно общение. Общаясь, дети приходят к выводу: интересно с тобой или нет. Поэтому самое главное умение воспитателя – умение общения. Общение должно быть таким, чтобы ребенок чувствовал себя равноправным собеседником. Важно не стать скучным взрослым. А это порой трудно. Ведь мы, взрослые, привыкли думать, что мы умнее и поэтому имеем право советовать. Детям не всегда нужны наши советы. Они хотят вместе "творить", "созидать", "строить".
Поэтому, заканчивая ежедневный рабочий день, я остаюсь наедине со своими мыслями, подвергая анализу каждую минуту, проведенную с детьми. Как прошел день? Что интересного узнали дети? Комфортно ли было им в общении со мной? Чем я смогу удивить и заинтересовать их завтра? И вновь идеи, поиск.
Дети, которых я воспитываю, ценят меня уже сегодня за то, как интересно, ненавязчиво преподношу новое, неизведанное. Именно ненавязчиво, чтобы не «отбить» желание постижения нового. Поэтому мне приходится, как актеру, часто перевоплощаться. То я странница-сказительница, которая любит, сидя у самовара, рассказывать о дальних странах, о их жителях, обычаях и слушать рассказы детей, где они были и что интересного видели. То волшебница-фея, зажигающая свечи от добрых слов, которые говорят дети. Часто приходила к детям в образе бабы Клавы и приносила подарки из огорода. Ребятам очень нравилось доставать из корзинки овощи и фрукты, сортировать и делать фруктовые и овощные салаты. А зимой баба Клава приносила варенье, ребята пили чай из самовара и слушали потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, которые с удовольствием рассказывала им она. А весной садили семена помидоров, цветов, которые высаживали летом на участок и ухаживали. С какой радостью снимали красные помидорки, разрезали на части, чтобы каждый мог попробовать. Какие они были вкусные! В образе домовенка Кузи помогала освоить цифры и счет. Кем только не была: домовенком Кузей, капитаном, бабой Ягой, старухой Шапокляк, Снежной королевой. Конечно, все это требует большой подготовки. Иногда думаешь: зачем тебе это?! Но видя восхищение, удивление, радость на лицах детей, их желание понять, повторить, сделать самим; понимаешь, что именно так и надо помогать детям познавать этот большой и интересный мир.
Я думаю, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.
Я точно знаю, что сегодня меня ценят родители, как партнера в деле воспитания детей, за то, что их дети любимы мною, понимаемы и принимаемы, за уровень воспитанности и образованности детей, а также за установление доверительных отношений между детьми и родителями, за сплочение, сближение нашего замечательного детско-родительско-педагогического тандема.
Дети, родители, конечно, это неполный список людей, соприкасающихся со мной в моей профессиональной деятельности. Коллеги внутри детского сада – мы ценим, друг в друге человеческие качества: доброту, понимание и гордимся собой за то, что в наших надежных руках – самое дорогое, самое хрупкое, это души и сердца малышей.