20.05.2019
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»
Колосовой Ирины Владимировны
Воспитателя МАДОУ - детский сад компенсирующего вида №369
Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Если ты в своей профессии больше 25 лет, если твоя профессия - воспитатель детского сада, а живешь ты в обществе, где все поклоняются успеху, а успех измеряется деньгами или количеством ступеней в карьерной лестнице, то поневоле начинаешь задумываться, что и как тебя угораздило оказаться в таком своеобразном деле. А главное, хочется понять, что притягивает тебя к этой профессии, несмотря на многократные решения бросить все и уйти в более спокойные и прибыльные сферы деятельности.
В самом деле, сегодня работать педагогом, воспитателем, значит быть, в своем роде, Дон-Кихотом. Конечно, на протяжении человеческой истории, практически все мыслители, святые и художники отстаивали, воплощали и прославляли благородство и превосходство хороших поступков, милосердия и самоотречения. Но, наблюдая человеческую историю, и современное общество, трудно отделаться от впечатления, что великие умы человечества фатально ошибались, а обычные , заурядные люди постигли более глубокую истину: лучше не делать ничего, чем делать добро. И это так естественно! Большинство мировых религий утверждает, что добрые дела обязательно приносят блаженство. А значит добрый человек счастливее злого. Но повседневная жизнь изобилует примерами обратного рода: добрые люди очень часто несчастнее злых, а добрые дела сплошь и рядом не приносят ничего кроме страданий, а труд воспитателя детского сада оценивается так, как он оплачивается. И получается, что игра, пожалуй, не стоит свеч! Но… Мы, современные люди, считаем себя существами цивилизованными, культурными. Лишь первобытный дикарь мог считать главной целью своей жизни самосохранение себя и своего рода. Эта цель существования задана самой природой. Это - общая биологическая цель, преследуемая всем живым на Земле.
Для человека цивилизованного, культурного, я думаю, всего этого недостаточно. Не просто биологическое существование, а жизнь достойная - вот главная цель! Цели, которых мы придерживаемся в повседневной жизни, являются условными целями, а вот цели культуры (добро, красота, истина и познание) есть цели и ценности безусловные, абсолютные, светящиеся собственным светом. И для каждого реализация этих целей выступает как миссия. В чем же состоит моя миссия педагога и воспитателя?
У древнегреческого философа Платона есть удивительный образ людей, прикованных к пещере, чьи лица обращены к стене, а источник света находится позади них, так, что они не могут его видеть. Поэтому они видят только тени на стене и пытаются объяснить их смысл. Поэтому они видят только тени на стене и пытаются объяснить их смысл. Но вот одному из них удается освободиться от цепей, он оборачивается и видит солнце. Ослепленный, этот человек ощупью находит себе дорогу и рассказывает о том, что видел. Но другие считают его безумцем и его задача - спуститься к людям и вывести их на свет. Кто этот человек? Философ, мудрец или педагог? Его задача вести людей к подлинной реальности.
А еще, у известного американского писателя Дж. Сэлинджера, есть образ героя: ершистого, неустроенного подростка, находящегося в разладе с самим собой и окружающим миром. Он мучительно ищет что-то настоящее, за пределами пронизанного стереотипами, насквозь фальшивого существования большинства людей. И у него возникает мечта: дежурить на краю глубокого оврага, чтобы спасать детей, беспечно бегающих по полю ржи…
Вот оно – мое задание, моя миссия совести, учить и спасать! А успех? Доброе дело – самое убедительное доказательство человеческой свободы. Добро – это всего поступок, подтверждающий наше человеческое достоинство.